Центр истории и культурной антропологии
Институт Африки РАН
рус | eng

ЭКСПЕДИЦИЯ ИНСТИТУТА АФРИКИ РАН В РЕСПУБЛИКЕ БЕНИН 2008

Д.М. Бондаренко
А.А. Банщикова
О.И. Кавыкин

В период с 15 сентября по 5 октября 2008 г. в Республике Бенин (в городах Абомей, Абомей-Калави, Аллада, Вида, Ганвье, Кету, Котону и Порто-Ново) работала группа российских социальных антропологов-сотрудников Института Африки РАН. Проведение экспедиции явилось продолжением исследования, поддержанного Российским государственным научным фондом (гранты 06-01-02083а и 06-01-02062а) и Посольством Российской Федерации в Республике Бенин. В состав экспедиции входили: А.А. Банщикова, Д.М. Бондаренко (руководитель), Е.Б. Деминцева, Т.В. Евгеньева, О.И. Кавыкин, А.Д. Саватеев.
Полевая работа в Бенине явилась продолжением научных проектов “Образ современной России в странах Африки: формирование и особенности” и “Россия и ислам: цивилизационный диалог”, начало разработки которых было положено подобными экспедициями 2006 года в Федеративную Республику Нигерия и 2007 года в Объединенную Республику Танзания, а также экспедициями 2003 и 2005 годов в Танзанию (см. в частности, "Исламо-христианские отношения в современной Танзании". М., 2005; "Межрасовые и межэтнические отношения в современной Танзании". М., 2008). Разработка данных проектов предполагает изучение предпосылок формирования образа современной России в связи с историей советско- и российско-африканских отношений и их сегодняшним состоянием, выявление характерных черт этого образа, перспектив и условий его позитивной трансформации, в том числе в контексте исламо-христианских отношений в современном мире.
В ходе полевой работы в Бенине была осуществлена серия интервью (более 20) с представителями интеллектуальной, культурной, деловой элиты – людьми, способными формировать и изменять образ России. Как и в двух предыдущих экспедициях, интервью проводились по специальному плану, включавшему 16 вопросов; каждое интервью обычно занимало около 40 минут и записывалось на диктофон. Состоялась встреча с министром культуры Республики Бенин, с послом Российской Федерации и представителями дипломатического корпуса. Состоялись обсуждения проблематики исследования с коллегами в университете Абомей-Калави и Высшей школе "А.К. Верещагин", а также встречи с традиционными правителями Аллады и Абомей-Калави. Были проведены неформальные встречи с россиянами, давно проживающими в Бенине и привлеченными в качестве экспертов. Составлен архив фотодокументов.
Информация, собранная в ходе трех экспедиций (2006 года в Нигерию, 2007 года в Танзанию и 2008 года в Бенин) в страны с совершенно разными историческими связями с Россией (в результате по-разному сложившихся отношений с Советским Союзом), позволяет получить довольно полную, неоднозначную и в чем-то противоречивую картину образа России в сознании жителей континента.
Предложения наших респондентов относительно путей и средств формирования самостоятельного позитивного имиджа россии в Бенине в общем не отличались от предложений респондентов из других стран Африки и сводились в основном к следующему: необходимость всестороннней поддержки выпускников советских и российских вузов; резкое расширение культурных связей между Россией и Бенином, включая восстановление Российского культурного центра; проведение информационной политики, по активности и масштабам подобной осуществлявшейся во времена СССР (ныне информация о нашей стране доступна в Бенине в огромной степени из западных источников). Итогом же перечисленного выше должно явиться появление знаков присутствия России в виде построенных при участии нашей страны объектов, в том числе социального назначения (школ, больниц и т.п.) и, как следствие, появление в Бенине российского бизнеса и установление прочих экономических связей между нашими странами в различных областях (сельском хозяйстве, строительстве и т.д.).
Участники экспедиции глубоко признательны дипломатическому составу и персоналу Посольства Российской Федерации в Республике Бенин: Его Превосходительству Послу Ю.Г. Гращенкову, первому советнику В.Н. Шилову, консулу М.В. Степанову, врачу И.С. Ламковой, а также гражданину Бенина, выпускнику РУДН Ж.А. Ямонше за неоценимый вклад в организацию и проведение работы экспедиции – вклад, без которого исследование не смогло бы состояться.

Центральная мечеть г. Котону (фото А.А. Банщиковой)

Памятник Г. Димитрову на площади Болгарии в г. Котону (фото Д.М. Бондаренко)

На улице г. Котону (фото Д.М. Бондаренко)

Ограда дворца традиционного правителя Аллады с символами власти и именами его предшественников (фото Д.М. Бондаренко)

Традиционный правитель Аллады (фото Т.В. Евгеньевой)

Вудуистские алтари. г. Аллада (фото Д.М. Бондаренко)

Местный житель у входа в главное святилище в г. Аллада, где возник культ вуду (фото Е.Б. Деминцевой)

Католический кафедральный собор в г. Порто-Ново (фото А.А. Банщиковой)

Церковь в бразильском стиле, превращенная в мечеть. г. Порто-Ново (фото Т.В. Евгеньевой)

Дворцовый комплекс правителя доколониального королевства Дагомея (фото Т.В. Евгеньевой)

Дагомейские «знамена». Сувенирный рынок в г. Котону (фото Е.Б. Деминцевой)

Участники экспедиции в священной роще в Уиде — центре современного вудуизма. Слева направо: А.А. Банщикова, Д.М. Бондаренко, Е.Б. Деминцева, А.Д. Саватеев, О.И. Кавыкин, Т.В. Евгеньева и Ж.А. Ямонше (соорганизатор экспедиции с бенинской стороны).

Вид на католический собор Непорочного зачатия со двора храма питонов — главного храма культа вуду (фото Е.Б. Деминцевой)

Служитель храма питонов в г. Уида (фото А.А. Банщиковой)

Участник процессии тайного общества Эгунгун (фото Е.Б. Деминцевой)

«Врата невозвращения» - монумент на месте отправки рабов в Америку (фото О.И. Кавыкина)

Рыбацкая деревня неподалеку от г. Уида (фото Е.Б. Деминцевой)

«Африканская Венеция» — деревня Ганвье (фото Д.М. Бондаренко)

Африканский «венецианец» (фото Д.М. Бондаренко)

Африканский Ахиллес (фото Т.В. Евгеньевой)