Центр истории и культурной антропологии
Институт Африки РАН
рус | eng

Бенин, Буркина-Фасо, Нигер 2013


Экспедиция Бенин - Буркина-Фасо - Нигер

25 сентября – 26 октября состоялся полевой выезд м.н.с. Центра истории и культурной антропологии Института Африки РАН Александра Панова в Западную Африку с целью сбора материала по научному проекту «Африканские студенты в СССР: послевузовская мобильность и развитие карьеры». За время командировки были посещены три страны: Республика Бенин, Буркина-Фасо и Нигер.
По итогам экспедиции было собрано семь полуформализованных развернутых интервью с африканцами, обучавшихся в вузах СССР. Темы, затрагиваемые в процессе интервью касались обстоятельств выбора Советского Союза в качестве страны получения образования, особенностей социокультурной адаптации в СССР, субъективного восприятия качеств образовательного процесса и бытовых условий проживания иностранных студентов в СССР, взаимоотношений с советскими гражданами и другими иностранными студентами, а также их, последовавшей вслед за завершением образования, жизни и развития карьеры. Помимо этого, был осуществлен ряд встреч с выпускниками постсоветских вузов, что позволило увидеть некоторые различия между советским и постсоветским опытом обучения африканских студентов в нашей стране. Состоялось знакомство с неформальной структурой объединяющей выпускников советских и постсоветских вузов, созданной в Буркина-Фасо (Ассоциация «Союзник»).

По итогам проведенных интервью можно сделать ряд предварительных выводов. Так, практически все выпускники советских вузов в целом позитивно оценивают свой опыт обучения в СССР, сохраняют об этом периоде жизни теплые воспоминания, большинство до сих пор испытывает чувства ностальгии и благодарности к нашей стране. Несмотря на то, что многие из них по завершению образования по разным причинам сталкивались с определенными сложностями в процессе поиска работы в своих странах, в итоге практически всем удалось успешно реализовать себя в профессиональном отношении, сделать успешную карьеру и обустроить личную жизнь (многие вернулись в Африку с русскими женами). Среди выпускников советских и постсоветских вузов встречаются представители самых разных профессий: журналисты, фармацевты, врачи, инженеры, ученые, разработчики месторождений природных ресурсов, чиновники, бизнесмены и пр. Большинство из них хотели бы в дальнейшем поддерживать деловые, научные и культурные связи с нашей страной и выражают крайнее сожаление недостаточным интересом России к возможностям совместного сотрудничества, которое могло бы, по их мнению, быть плодотворным и выгодным для обеих сторон. Особо подчеркивалось высокое качество образования, полученного ими в СССР, уникальный по сравнению со странами Европы и США демократизм и особый стиль работы советских преподавателей, заинтересованных в успешном усвоении студентами материала и проявляющих большое и искреннее участие к их жизни за пределами учебных аудиторий. Многие подчеркивали бесценность опыта знакомства и общения с представителями самых разных стран и культур за время их обучения. Несмотря на то, что разные выпускники в зависимости от их личных общественно-политических взглядов высказывали в ходе интервью разные точки зрения на социально-экономическую модель и политическое устройство Советского Союза, советское общество в целом они описывают позитивными характеристиками, конфликты с местным населением, если таковые имели место быть, расценивают скорее как бытовые, и даже некоторые случаи внешне весьма неполиткорректного проявления интереса к африканцам в СССР воспринимают достаточно толерантно, списывая такие эксцессы на закрытость советского общества и отсутствие информации о жизни в Африке и личных контактов советских людей с африканцами. Большинство выпускников продолжает следить за новостями из России, выражает солидарность с политикой России на внешнеполитической арене, но считают при этом, что Россия могла бы большее внимание уделять сотрудничеству с африканскими государствами, мотивируя это не только и даже не столько идейными соображениями, сколько конкретной практической пользой от потенциальных совместных проектов. Все без исключения опрошенные африканцы считают необходимым развивать в дальнейшем связи между Россией и Африкой посредством образовательных программ и стипендий для африканских студентов в России и приветствовали бы выбор своих детей в пользу получения образования в нашей стране.
Более подробный анализ собранного материала будет представлен после его обработки в публикациях и выступлениях участников данного научного проекта Центра истории и культурной антропологии.