Центр истории и культурной антропологии
Институт Африки РАН
рус | eng

Танзания 2003

РОССИЙСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ В ОБЪЕДИНЕННОЙ РЕСПУБЛИКЕ ТАНЗАНИЯ


В период с 12 апреля по 10 мая 2003 г. в Объединенной Республике Танзания работала экспедиция российских антропологов, проведение которой явилось совместной инициативой Центра цивилизационных и региональных исследований, Института Африки и Росзарубежцентра, поддержанной Университетом Дар-эс-Салама и посольством Российской Федерации в Танзании. Необходимо особо отметить, что данная экспедиция явилась первым опытом масштабных полевых исследований отечественных ученых в Африке со времени распада СССР (а в Восточной Африке — включая и советский период). Руководителем экспедиции был Д. М. Бондаренко.
Проблематикой исследования явились исламо-христианские отношения в Танзании. В этой связи следует обратить внимание на то, что в наши дни взаимодействие двух наиболее влиятельных конфессий активно изучается учеными разных стран на материалах главным образом «классических стран», представляющих эти две цивилизации, в том числе России. Танзания же являет собой чрезвычайно интересный пример исламо-христианского взаимодействия на периферии двух великих цивилизаций. Его особенность заключается в высокой степени бесконфликтности отношений между христианами и мусульманами, длящихся с XVI в. (а особенно активно — со второй половины XIX в.). Несмотря на иногда случающиеся конфессионально окрашенные всплески напряжения, в частности, на острове Занзибар, 96% населения которого составляют мусульмане, ныне Танзания признана различными международными организациями страной, в которой реально соблюдается свобода совести. При этом в континентальной части страны численность христиан и мусульман приблизительно одинакова (официальная статистика по этому вопросу принципиально не публикуется танзанийским государством).


При этом следует иметь в виду конфессиональную неоднородность и каждой из общин в отдельности: широкую представленность суннитов, шиитов различных течений, сторонников разных тарикатов среди мусульман; католиков, адептов огромного множества протестантских церквей и даже православных среди христиан. Важные штрихи в и без того пеструю картину конфессиональных отношений в Танзании вносит и наличие сторонников так называемых «традиционных африканских верований», индуистов и др.
Кроме того, Танзания является одной из самых полиэтничных стран на континенте и в мире. В стране традиционно проживают представители более ста двадцати народов четырех лингвистических семей: нигер-конго, нило-сахарской, кушитской и койсанской, составляющие более 90% ее населения, причем среди представителей подавляющего большинства из них можно встретить как христиан, так и мусульман. В то же время в Танзании существуют укоренившиеся арабская, индийская и греческая диаспоры, проживают десятки тысяч мигрантов из других африканских стран. Таким образом, Танзания является подлинно поликультурной страной, ее конфессиональное многообразие дополняется этнической пестротой.
Основной задачей экспедиции стало выявление модели и механизмов взаимодействия исламской и христианской общин в Танзании, которые на протяжении длительного времени позволяют сохранять толерантность во взаимоотношениях между ними. С центральной проблематикой экспедиции было непосредственно связано и рассмотрение целого ряда факторов, способных оказать воздействие на конфессиональную ситуацию: особенности истории страны, политика государства, поло-возрастная и социальная стратификация населения, его образовательный уровень, семейно-брачные отношения и т. д. Особое внимание было уделено этнорасовому аспекту.
Задачи исследования обусловили его методику. В качестве основных было избрано три метода: анкетирование, интервью и наблюдение.
Было разработано четыре варианта анкеты из 69 вопросов, адресованных христианам и мусульманам африканского и неафриканского происхождения и переведенных на английский и суахили. В частности, в анкете присутствовали вопросы (как прямые, так и косвенные), ориентированные на выявление параметров межконфессиональной толерантности и ксенофобии, на изучение конфессиональных аспектов политического сознания танзанийцев, а также мусульманской и христианской моделей гендера, семейных отношений. Были внесены и вопросы, маркирующие отношение к обострению отношений между Западом и исламским миром в геополитическом масштабе. Заполнить анкеты предлагалось прихожанам церквей и мечетей, сотрудникам светских учреждений, просто прохожим… В результате было собрано 954 анкеты: 464 заполнили христиане танзанийского происхождения, 333 – мусульмане танзанийского происхождения, 50 – христиане нетанзанийского происхождения, 90 – мусульмане нетанзанийского происхождения. Еще 17 анкет было получено от представителей иных конфессий (главным образом индуистов) и атеистов. В качестве локуса проведения экспедиции был избран город Дар-эс-Салам. Несмотря на то, что анкетирование проводилось только в нем, полученные результаты можно считать показательными: крупнейший город, экономический, культурный и политический центр страны дал полный срез конфессионального, этнического, социального, поло-возрастного состава ее населения. Впрочем, членами экспедиции производилось предварительное исследование конфессиональной ситуации и в других городах — Багамойо, Занзибаре и Морогоро.
Участниками экспедиции было взято около 80 полуформализованных и неформализованных интервью у христиан и мусульман, как у простых граждан, так и у людей, способных воздействовать на общественное мнение: представителей духовенства, журналистов, школьных и университетских преподавателей и т. д. Более половины интервью бралось по специальному вопроснику, включавшему 18 вопросов; каждое интервью такого рода занимало около 25—30 минут. Другие интервью относились к категории экспертных, они проводились по иному плану и длились в среднем по 40—50 минут. Наконец, ряд интервью представлял собой беседу без предварительного плана, которая длилась от часа до полутора. Подавляющее большинство интервью было записано на диктофон. Интервью позволили выявить целостный образ адепта своей и другой конфессии в сознании интервьюированных, различные аспекты отношения верующих к другой религии и ее последователям, а также их представления о характере взаимодействия ислама и христианства в Танзании и в мире в прошлом, настоящем и будущем. Немалый интерес представляет выявление причин выбора той или иной религии, которые также становится возможным выявить в ходе интервью.
Большое место было отведено работе методом наблюдения (по возможности включенного) за повседневной и праздничной жизнью христиан и мусульман Танзании, сопровождавшемуся фотосъемками и аудиозаписями. Живое общение с танзанийцами при посещении религиозных церемоний в церквях и мечетях, христианских и мусульманских свадеб, учебных заведений и публичных учреждений, офисов общественных организаций и фирм, просто на улицах городов позволило участникам экспедиции получить намного более полное представление о жизни представителей различных конфессий в Танзании.
В настоящее время заканчивается обработка собранных в ходе экспедиции материалов (уже создана база данных по всем 955 анкетам, расшифрована большая часть интервью, переведена на русский большая часть нарративных ответов на вопросы анкеты). По итогам экспедиции, помимо отчетов о ее работе, предполагается публикация сборника трудов ее участников, серия статей в отечественных и зарубежных научных журналах и докладов на научных конференциях.