Центр истории и культурной антропологии
Институт Африки РАН
рус | eng

31 октября 2023 года Доклад А.А. Банщиковой, В.Н. Брындиной, О.В. Иванченко в рамках научного семинара "Культура и общество"

31 октября в 14.00 в рамках семинара «Культура и общество» Центра истории и культурной антропологии состоялся доклад А.А. Банщиковой, В.Н. Брындиной, О.В. Иванченко «От “благородных рыцарей” до “чумы Африки”: сравнительное восприятие арабского населения Танганьики британцами и немцами и фактор колониальной агенды».

Восточная Африка имела существенные особенности для колониального восприятия по сравнению с подавляющим большинством других колонизуемых европейцами территорий континента южнее Сахары. Она лежала на стыке «черного африканского» пространства, воспринимавшегося как «первобытное», и арабо-мусульманского «восточного мира», наделенного в глазах европейцев пусть средневековой, но все же цивилизацией. Европейским иноземным властителям здесь на протяжении ряда веков предшествовали арабские. В частности, Оманский султанат (позднее разделившийся на собственно Оманский и Занзибарский) c XVII в. подчинял себе суахилийское и исламизированное с еще более ранних времен прибрежно-островное пространство региона и распространял свое влияние на часть территории хинтерленда.

Обострившийся к середине XIX в. интерес европейцев к Восточной Африке привели к резкому расширению их присутствия и общественного и научного внимания к региону. Европа, по сути, заново открывала для себя развитую суахилийскую цивилизацию побережья с центрами в Момбасе, Малинди, Ламу и на Занзибаре. Взаимодействие путешественников с местной арабской и арабизированной средой шло рука об руку с исследованием внутренних областей региона, так как ее представители были главными информантами и единственными проводниками караванов. В это время были сделаны ключевые для региона географические открытия. Путешественники и миссионеры, в основном британцы, оставили огромный пласт мемуарной литературы и травелогов, описывающих открываемые ими земли и их жителей, включая и арабов.

С середины 1880-х гг. эта территория стала объектом внимания Общества германской колонизации, позже преобразованного в Германскую Восточно-африканскую компанию. Ее агенты, авантюристы и энтузиасты создания германской колониальной империи, организовывали экспедиции вглубь континента для заключения с местными правителями так называемых «договоров о дружбе», по которым те, часто без своего ведома и полного понимания ситуации, передавали свои земли в распоряжение компании. В 1885 г. эти договоры были ратифицированы; компании было предоставлено право управлять полученными землями от лица германского правительства. После подавления восстания местного населения, во многих немецких мемуарах описываемого и трактуемого как «арабское», в 1891 г. была образована имперская колония «Германская Восточная Африка». По историческим меркам она просуществовала очень недолго – до окончания Первой мировой войны, но за это время немецкие офицеры, колониальные деятели и колонисты успели оставить впечатляющий массив нарративов. Это воспоминания о службе в колониальных войсках и подавлении восстания Бушири, экспедиционные заметки, описания службы и быта немецкой администрации, а так же частной жизни. Некоторые из этих мемуаров написаны под сильным влиянием колониальной агенды, в них присутствуют рассуждения о «цивилизаторской миссии» немцев и необходимости борьбы с работорговлей, напрямую связываемой с деятельностью арабов, о необходимости борьбы с «арабизмом» в Восточной Африке.

В докладе рассмотрены сравнительные описания арабов и арабизированных суахили, содержащиеся в британских и немецких источниках мемуарного плана, и влияние колониальной агенды на восприятие этой группы населения в немецких нарративах.


«Местное представительство из Мванзы, ГВА. В середине с черной бородой – глава городской общины». Немецкая открытка на основе фотографии, серия «Наши колонии», фотограф Отто Геккель.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00734, https://rscf.ru/project/22-28-00734/.